Многим чем мне нравится Ubuntu, но кое чего, все же, в нем не хватает. Лично для меня, так проверки пунктуации в OpenOffice. Собственно до недавнего времени данная проблема не решалась вообще никак. Но в конце прошлого года появляется сайт неких программистов (www.languagetool.org), которые решили изменить ситуацию.
Конечно, на данном этапе их расширение к OO совсем не похоже на аналог MS Word’a. Пока что, потенциальные ошибки (вроде пропущенной запятой) не проверяются автоматом и не выделяются зеленой волнистой линией. Нужно либо выделить текст для проверки, либо уже после набора текста нажать на специальную кнопку тулбара. После процесса проверки появляется окошко с выделенным текстом, в котором предлагается что-либо исправить или игнорировать. Да и правил проверки пока совсем мало. Конечно, это не очень удобно, но проект находится в развитии.
Для того, что бы все начало работать, для начала нужно разобраться собственно с OpenOffic’ом. Его версия должна быть не ниже 2.*, также должна присутствовать Java.
Можно использовать предустановленную в Ubuntu 8.04 версию ОО 2.4, а можно попробовать версию Pro от Инфра Ресурс. Для тех кто желает последнее, для начала через Синаптик нужно удалить все пакеты относящиеся к openoffice. После нужно следовать следующей инструкции (взято с сайта ):
Внимание! Данный путь меняет окно приветствия при входе в систему, превращая Ubuntu в InfraLinux
В терминале выполняем команды и соглашаемся на все :
sudo wget http://archive.infralinux.org/infralinux/hardy.list -O /etc/apt/sources.list.d/infralinux.list
sudo apt-get update && sudo apt-get install infralinux-keyring && sudo apt-get update
После через Синаптик устанавливаем пакет infralinux-desktop
Далее разбираемся с Java.
Для ее поддержки в ОО нужно опять же через Синаптик установить пакет openoffice.org-java-common, а также желательно установить sun-java6-jre (именно версию 6, не ниже). Для проверки того, что Java поддерживается в ОО, нужно во Writer’e двигаться по пунктам «Сервис — Параметры — OpenOffice.org — Java». Окошко справа не должно быть пустым!
Теперь, собственно, понадобится расширение к ОО, которое будет заниматься проверкой. На официальном сайте есть разные версии. Версия 0.9.3 подходит только к версии ОО 3.* – что нам не нужно, версия 0.9.2 подходит к ОО 2.*, однако не может проверять русскую пунктуацию. Т.е. появляется проблема. Но решение есть — существует промежуточная версия к 2.*, которая может проверять русский язык. Где ее я скачал, уже не помню, можно взять с моего хранилища файлов тут.
После того как файл скачан, действуем просто. В ОО Writer идем в пункт меню – «Сервис — Управление расширениями — кнопка «Добавить», выбираем скачанный файл, происходит установка. Перезапускаем ОО и рядом с кнопочкой «Сохранить» (в виде дискетки) появляется иконка в виде двух букв «LT». Для проверки текста нажимаем на нее! Настройка расширения доступна в меню «Сервис — LanguageTool». Все!
Почему OpenOffice лучше Microsoft Office и почему Microsoft Office лучше OpenOffice
В связи с начавшим действовать с начала этого года законом об авторских правах и ужесточением борьбы с пиратством многие пользователи нелицензионного софта сегодня вынуждены выбирать: либо риск работы, в частности, со взломанным Microsoft Office, таким привычным и надежным, либо покупка лицензии, либо поиск бесплатных аналогов.
Учитывая уровень доходов учителей, едва ли кто из них сможет себе позволить потратить 5-10 тысяч рублей (в зависимости от версии) на «родную» продукцию корпорации Билла Гейтса. Не считая такого же количества денег за «правильную» с точки зрения закона операционную систему. Здесь не поможет даже сила привычки, которая заставляет нас покупать постоянно дорожающие продукты, от большинства из которых, в принципе, хорошо подумав, всегда легко можно отказаться.
Разумеется, для образовательных учреждений пакеты лицензионных программ стоят в разы дешевле, нежели для рядового покупателя. Но, как показывает практика, те из учителей, кто действительно системно использует информационные технологии в своей работе, создают свои электронные дидактические ресурсы именно дома, а не на работе – на это уходит очень много времени, а перспектива ночевать за школьным компьютером никого не устраивает.
Остается третий из возможных вариантов: это полностью бесплатные и свободно распространяемые операционная система Linux и пакет офисных программ Open Office.
Существует мнение, что раз за продукт не берут денег, значит, он не стоит того, чтобы за него платили. Это неправда. Погружаясь в пучину потребительской психологии, мы забываем об идеях, которые движут миром. Господу Богу никто не платил за создание человека, но разве плохими, за редким исключением, мы получились?
Да, есть различия между Microsoft Office и Open Office, между Windows и Linux. И в отношении качества в том числе. Но это уже вопрос области применения. Для рядовых пользователей она сужена вопросами создания электронных документов и их оборотом, и здесь никто не заметит никакой разницы, кроме непривычного поначалу интерфейса. Ну, нет в Linux кнопки «Пуск» на панели задач, однако любую программу можно запустить и без нее: работает программа – какая разница, что написано на кнопке ее запуска!
Приведем список приложений OpenOffice.org 2.2 (не самая новая версия, возможно, в более совершенных будут добавлены и другие программы):
1. OpenOffice.org Writer – текстовый процессор.
2. OpenOffice.org Impress – среда для создания презентаций.
3. OpenOffice.org Calc – табличный процессор.
4. OpenOffice.orgMath – редактор формул (он также «вмонтирован» и в OpenOffice.org Writer и в OpenOffice.org Impress, т.е. его, помимо основного назначения, можно использовать, находясь в этих программах).
5. OpenOffice.org Draw — позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. Кроме того, можно вставлять в рисунки таблицы, диаграммы, формулы и другие элементы, созданные в программах OpenOffice.org.
6. OpenOffice.org Base – программа для работы с базами данных.
Работать в данных программах не сложнее, чем в привычных приложениях Microsoft Office. Единственное, к чему придется привыкнуть, — это после окончания работы с файлом сохранять документ в формате .doc, если создавали текстовый документ, .xls, если пользовались табличным редактором, .ppt, если трудились над созданием презентации, и т.д.
Дело в том, что OpenOffice может открывать не только «родные», т.е. созданные в нем файлы, но и файлы офиса от Microsoft, а последний, несмотря на свое декларируемое «совершенство», этого делать не умеет, ему не знакомы расширения программ его прямого конкурента — .odt, .odp, .ods и пр. Поэтому вам придется страховаться на случай, если вы в дальнейшем будете использовать созданные в открытом офисе документы на компьютерах, где установлен только Microsoft Office. Благо в этом ничего сложного нет – два лишних щелчка левой клавишей мыши, когда после «Файл» — «Сохранить как» в строке «Тип файла» выберете «Microsoft Word 97/ 2000/XP (.doc)» (в случае текстового документа), «Microsoft Excel 97/ 2000/XP (.xls)» (в случае электронной таблицы), «Microsoft PowerPoint 97/ 2000/XP (.ppt)» (в случае файла презентации) и т.д. Останется потом только согласиться в диалоговом окне, нажав «Да». Единственное неудобство – после такого сохранения объем файла будет в несколько раз больше той информации, что вы в него записали. А это может быть критичным для презентаций, ведь если созданная презентация до сохранения таким способом будет занимать, к примеру, нормальный для такого типа файлов объем — 10 Mb, то после сохранения – 50-80 Mb.
В любом случае эти два офиса могут неплохо «уживаться» на одном компьютере, разумеется, если в качестве операционной системы используется Windows. Здесь вы на выбор можете открывать «свободные» файлы открытым офисом, а «лицензионные» – лицензионным. В Linux Microsoft Office можно использовать только в специализированной оболочке — эмуляторе Windows – Wine, которую обычный пользователь навряд ли самостоятельно сможет установить и настроить. Да и целесообразность этого весьма сомнительна: OpenOffice.org прекрасно работает с файлами, созданными в Microsoft Office.
Итак, мы выяснили, что OpenOffice лучше Microsoft Office (на пользовательском уровне) только своей бесплатностью. Есть и коммерческие версии данного пакета, но какой смысл платить деньги, пусть даже и не такие большие, как за продукцию Билла Гейтса, если бесплатная версия, в частности та, которую мы затронули в данном материале, способна полностью удовлетворить наши потребности по работе с электронными документами?